«На Манхэттене раскупают, у нас — есть в школе». Учитель обществоведения пояснил, зачем его учить

В рубрике «Зачем это мне» мы без всякого занудства передаем слова преподавателей насчет того, почему их предмет полезный в реальной жизни (а не на экзамене). Мы уже расправились с химией, физикой и биологией. Кажется, пришло время социогуманитарной дисциплины. Говорим об обществоведении! Как всегда, заметим: если вам уже поздновато это читать, но у вас есть свои дети — сбросьте им ссылку на текст.

«На Манхэттене раскупают, у нас — есть в школе». Учитель обществоведения пояснил, зачем его учить

Фото из личного архива учителя

С нами общался Виталий Кириленко, учитель высшей категории Лицея БГУ.

«Обществоведение позволяет осмысленно жить в социуме»

Обществоведение в расписании белорусских школьников появляется всего на три года — с 9 по 11 класс. В этом особенность курса: если по некоторым предметам идет повторение и усложнение основы, заложенной в базовой школе, то в курсе обществоведения много информации, которая в 10 и 11 классах появляется впервые.

— Думаю, не случайно обществоведение школьники начинают изучать только в 9 классе, ведь этот предмет требует определенной интеллектуальной зрелости для его восприятия и освоения, — говорит преподаватель. — Кстати, большинство социальных наук возникает относительно поздно — во второй половине XIX века: научному сообществу потребовалось время, чтобы интеллектуально «дорасти» до осмысления социума. Хотя можно было бы начать изучение обществоведения и в классе 7−8, ведь проблемы, рассматриваемые в рамках курса, начинают волновать подростков гораздо раньше.

Виталий подсказывает: скоро должны выйти новые учебники, и в них планируют переструктурировать материал.

— Например, сейчас Конституцию проходят в 11 классе, а по новой программе основы правовых знаний будут закладываться уже в 9 классе. Идея в том, чтобы сразу дать общее представление о ключевых аспектах существования человека в социальном мире: о его восприятии себя, взаимоотношениях с другими людьми, своей роли как гражданина и субъекта культуры. А в 10 и 11 классах эти представления будут конкретизированы, расширены и углублены.

«На Манхэттене раскупают, у нас — есть в школе». Учитель обществоведения пояснил, зачем его учить

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Особенность обществоведения и в том, что эта учебная дисциплина включает в себя фрагменты знаний большого количества социальных наук. При строгом подсчете можно обнаружить не менее 20 «наук-источников»! По словам преподавателя, это сильная сторона предмета.

— С одной стороны, эти сведения позволяют задать своего рода систему координат, позволяющих ориентироваться в социальном мире. С другой — предоставляют простор для будущего профессионального выбора. Хотя продуктивным видится и выделение важнейших социальных наук в самостоятельные учебные предметы: экономика, политология, право, психология или социология, философия. Особенно важно это для профильного обучения.

Учитель объясняет: в физическую, биологическую или химическую реальность человек погружен, будучи природным существом. Но человек становится человеком в полном смысле слова исключительно в социальной среде.

— Каким образом это происходит? Что собой представляет эта особая среда обитания человека? Какие правила и законы в ней действуют? Какие компетенции необходимы человеку в социальной среде? На эти и другие, более конкретные, вопросы отвечает обществоведение. Предмет нужен, чтобы показать школьнику, что представляет собой его внутренний мир и мир общественных отношений, как в нем ориентироваться и быть успешным. На самом первом занятии в 9-м классе мы учим, что человек — это не только биологический организм, но еще и социально активный субъект. Вот почему я повторяю на занятиях: надо постоянно доказывать свою социально-культурную сущность, ежедневно.

1. Разбираемся в себе ?

Курс обществоведения начинается с погружения в собственное «Я» и межличностные отношения: в 9-м классе формируются психологические и этические компетенции, навыки понимания своих поступков и взаимодействия с окружающими. Мы находим ответы на многие вопросы нашей повседневности: восприятие себя, самооценка, общение с друзьями и родителями, конфликты, сложный моральный выбор, ориентация в культуре. Оказывается, если вчитаться в учебник, все это «без регистрации и СМС» можно усвоить прямо в школе.

«На Манхэттене раскупают, у нас — есть в школе». Учитель обществоведения пояснил, зачем его учить

Фото: burst.shopify.com

— К двум-трем годам ребенок начинает осознавать себя: отличать себя от других, понимать, что он — особенный. Наша биологическая сущность в процессе общения с другими людьми постепенно дополняется социальной и становится биосоциальной, где социальный аспект превалирует, — поясняет преподаватель. — Обществоведение — это про осмысление себя как человека, себя в обществе, себя в истории и культуре, в политической жизни и экономических отношениях, и в итоге — формирование своего отношения к себе и к миру.

Виталий также рассказывает, что недавно познакомился с подкастом американского психолога Стивена Кови. И это тоже имеет отношение к нашему разговору!

— Кови выпустил бестселлер «Семь навыков высокоэффективных людей», который на Манхэттене активно раскупается. В книге расписано, как вести себя в конфликтных ситуациях и выходить из них с максимальной выгодой. Конфликты — неотъемлемая часть нашей жизни, они случаются повсеместно: в семье, на работе, в общественных отношениях, есть и внутриличностные конфликты. Ведь, по сути, конфликт — это точка бифуркации, или, как пишут в нашем учебнике, «нереализованная возможность».

Точка бифуркации, если по-простому, означает момент, когда система перестает работать по-старому и ей нужно построить новые связи. Термин вошел в обиход из термодинамики.

— Неудивительно, что книжка психолога так популярна. В ней описаны стратегии поведения для разных типов конфликтов, и этот бестселлер активно покупают, чтобы решать свои проблемы. А мы это учим в 9-м классе на доступном уровне!

2. Постигаем любовь ?

«Мятущейся душе» старшеклассника, страдающего от юношеского максимализма, нонконформизма, поиска способа самовыражения и утверждения своей индивидуальности, а также неразделенной любви — обществоведение в помощь.

«На Манхэттене раскупают, у нас — есть в школе». Учитель обществоведения пояснил, зачем его учить

Фото: unsplash.com

— В курсе обществоведения разъясняется, что любовь — это сложное чувство, оно требует личностной зрелости, — объясняет учитель. — «Настоящих любовей» не может быть много в жизни, как влюбленностей или увлечений.

Любовь — это особое чувство потребности в другом, постоянная работа над собой, готовность изменяться к лучшему ради партнера, жертвовать своими интересами для «себя в другом», которые приносят счастье… В том, что такое счастье, мы тоже разбираемся на уроках обществоведения. Кроме этого, говорим о дружбе, смысле жизни, свободе, вере и других важных для растущего человека аспектах духовного мира, о которых многие подростки задумываются сами. А глубоко осмыслить помогает обществоведение.

Много в учебнике написано и о семье, и о новых тенденциях в ее развитии.

— Семейные отношения могут быть патриархального или «нового типа», основанного на равноправии мужа и жены. Часто встречается и так называемый эксплуататорский тип, когда один из супругов работает и на работе, и дома, а второй, так сказать, глава семьи. Знакомая ситуация? Какой из вариантов лучший? Ребята обычно долго спорят и выбирают чаще равноправный тип, — вспоминает Виталий. — А лучший на самом деле тот, который приемлем для обоих супругов. Именно обоюдное принятие стиля отношений делает супружескую пару и всю семью счастливыми.

3. Серфим в информационном потоке ?

Инфляция, глобализация, демократизация, нелегальная миграция, стратификация, либерализация, приватизация, монополизация… В куче подобных терминов можно «поплыть». Обществоведение в принципе дает нам теоретический фундамент, который помогает «не сойти с ума по жизни», ориентироваться в сложных процессах, происходящих в обществе, не на обыденном, а на компетентном уровне, осмысленно и успешно действовать.

«На Манхэттене раскупают, у нас — есть в школе». Учитель обществоведения пояснил, зачем его учить

Фото: Reuters

— В 10-м классе дается представление о четырех сферах жизни общества: духовной, социальной, экономической и политической. Постепенно складывается упорядоченный образ общества, в котором мы живем, приходит понимание, что все в нашей социальной жизни неслучайно, взаимосвязано, взаимообусловлено. Старшеклассники начинают осознавать свою включенность в различные сферы общества, проектируют свою будущую активность.

Уроки позволяют задать много вопросов себе самому. Какую позицию в социальной структуре я занимаю и какой «лифт» социальной мобильности мне использовать, чтобы продвинуться дальше? Близка ли мне предпринимательская деятельность? Как я могу использовать свои политические права? Какой я вижу свою семью? Сформирован ли у меня эстетический вкус? Готов ли я посвятить себя науке? Каждый урок — это новый шаг к понимаю себя в социальном мире.

— Мир сейчас так быстро изменяется, что ученик должен, скорее, не заучивать большие объемы информации, а научиться понимать, где и как эту информацию можно получить, — акцентирует внимание Виталий. — Грамотно ориентироваться в информационных потоках, в том числе в интернете, — это главная, как мне кажется, компетенция нашего предмета. То есть умение искать источники актуальной социальной информации, работать с текстами, развивать критический взгляд, фильтровать достоверную информацию, осознавать сложные причинно-следственные связи явлений современного мира.

По словам собеседника, формируется эта компетенция в результате усвоения важнейших понятий целого ряда социальных наук и методов оперирования ими.

— В изучении обществоведения роль преподавателя решающая, он помогает разобраться зачастую в очень непростых, но важных для понимания школьников моментах и сводит в единую систему все многообразие социального знания, — перечисляет Виталий.

4. Узнаем, как стать президентом ?

Помимо изучения понятийного аппарата, позволяющего ориентироваться в социальной действительности, в обществоведении масса очень конкретных сведений, которые будут полезны как в повседневной жизни, так и в профессиональной активности.

«На Манхэттене раскупают, у нас — есть в школе». Учитель обществоведения пояснил, зачем его учить

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

— В 11 классе изучают основные отрасли права нашей страны. Например, гражданское, трудовое, семейное. В школе не всегда осознаешь, насколько эти сведения важны. Но даже если не все выучил и запомнил, процесс формирования правовой культуры уже включен, и при необходимости будет несложно сориентироваться в момент, когда реально понадобится правовая информация. С какого возраста можно работать и самостоятельно распоряжаться своим заработком? Какие документы нужны при трудоустройстве? За что работодатель может уволить? С какого возраста можно вступать в брак и какова процедура?

Правда, у нашего учебника есть небольшая проблема: кодексы изменяются чаще, чем текст книги.

— Например, в нем прописано, что «заключение брака происходит не ранее чем через 15 дней после подачи заявления в орган ЗАГС», по обновленному законодательству регистрируют через три дня, — вспоминает учитель. — Как я уже сказал, скоро должны выйти новые учебники, и такие нюансы, которых накопилось немало, надеюсь, будут исправлены. В целом, в учебнике 11 класса предполагается много высокоактуальной информации, и чтобы она таковой оставалась, пособие должно меняться часто.

В актуализации информации тоже важна роль учителя. Еще один простой пример: в прошлом издании учебника было написано, что паспорт гражданину выдается с 16 лет, хотя на практике уже выдавался с 14. Сейчас это пофиксили. Кстати, паспорт, сделанный до 14 лет, хоть и выглядит так же, как «взрослый», но используется ограниченно — для выезда за границу. И, например, в учебнике этот нюанс не указан.

Поэтому предмет, который рассказывает о современности, требует вашего особенного внимания: не стесняйтесь задавать учителю уточняющие вопросы, ведь это важные нюансы нашей жизни.

— Ребят обычно впечатляет информация о том, что политическая активность возможна с довольно раннего возраста: уже с 18 лет появляется право не только избирать, но и быть избранным — в местные Советы депутатов, а стать депутатом парламента можно с 21 года. Анализируя эту информацию, понимаешь: уже совсем скоро, через пару-тройку лет, ты сможешь влиять на принятие важных для общества решений, а в 35 лет — стать президентом страны. Почему нет? Казалось бы, небольшой фрагмент из учебного курса, а для кого-то может стать судьбоносным, — улыбается учитель.

5. Прогнозируем мир будущего ?

— Обществоведение — это предмет, в котором каждый школьник найдет что-либо интересное для себя: здесь есть и конкретные цифры демографических показателей, и сложные философские обобщения, и научная рациональность, и возвышенность искусства, — перечисляет Виталий.

«На Манхэттене раскупают, у нас — есть в школе». Учитель обществоведения пояснил, зачем его учить

Фото: pixabay.com

На уроках говорят и о человеческой душе, и о глобальных цивилизационных процессах, и о месте Беларуси в них.

— Заканчивается курс футурологической проблематикой, и каждый может попробовать спрогнозировать будущее человечества, причем не на обывательском уровне, а взвешенно, аналитически, с опорой на большой массив полученных знаний. Звучит пафосно? Но, согласитесь, заманчиво, — смеется преподаватель.

42.tut.by